Страница обновлена 30.11.2022

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 19 "Берёзка" Ярославского муниципального района

Страница обновлена 30.11.2022
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 19 "Берёзка" Ярославского муниципального района

Участие родителей в образовательной деятельности

Одним из важных условий реализации ООП ДО является взаимодействие с семьей: дети, воспитатели, родители, администрация – главные участники образовательных отношений.

Педагогическое взаимодействие предполагает координацию усилий нескольких сторон (субъектов образовательного пространства) в образовательном процессе. Равноправными субъектами педагогического процесса в детском саду являются дети, воспитатели, специалисты, младшие воспитатели, медицинский персонал, родители (законные представители). Равноправие субъектов подразумевает:

-открытость к взаимодействию;

-возможность запросить, и получить информацию;

-инициатором процесса взаимодействия по поводу вновь возникшей проблемы или с целью удовлетворения потребности может стать любой из субъектов;

-возможность участия субъектов в планировании, реализации, управлении и оценке результатов совместных проектов, образовательного процесса.

Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. 

Цель коллектива – установить партнерские отношения, объединить усилия для успешного освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, создать атмосферу общности интересов, активизировать родителей через включение их в управление и совместную детско-взрослую деятельность.

Задачи:

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

2. Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Обеспечить учет образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей в определении:

  • специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • выбора тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
  • сложившихся традиций МДОУ.

4. Создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

5. Обеспечить информационную открытость разработки и реализации Программы для предоставления информации о ООП семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность.

6. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

7. Обеспечить консультативной поддержкой родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования.

 

Комплекс мероприятий по  взаимодействию педагогического коллектива с семьями воспитанников

Знакомство с семьей. Важно хорошо узнать семью каждого воспитанника. Знание ее особенностей в воспитании детей, воспитательных возможностей семьи позволяет осуществлять индивидуальную работу с ней с учетом дифференцированного подхода к каждому родителю.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса. Детский сад открыт для родителей и других членов семьи. Родители вносят свой вклад в организацию образовательного процесса.

Особая помощь от родителей ожидается в создании групповой библиотеки, поскольку обмен книгами между семьями обогатит каждого из детей данной группы и создаст между детьми микроклимат, необходимый для общения их друг с другом.

Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группах предполагает сотрудничество с родителями воспитанников. Выставки детских работ являются интереснейшей формой информированности родителей о возможностях их детей, но при условии, если результаты детской деятельности будут демонстрироваться родителям, только когда ребенок сам выполнил все от начала до конца без помощи взрослого, и качество работы оценено ребенком адекватно требованиям воспитателя. Не следует торопиться в этот же день выставлять для обозрения родителей работы.

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры. Содержанием этой работы является ознакомление родителей с особенностями реализации задач образовательных областей. Особо важная задача - формирование физического и психического здоровья детей. В работе с семьей используются разнообразные ее формы: беседы, консультации, родительские собрания и конференции.

Родительские собрания проводятся три раза в год. Каждое родительское собрание важно начинать с открытого просмотра детской деятельности, где родители наблюдают, какими самостоятельными и умелыми могут быть их дети.

Организация уголка для родителей. В родительском уголке помещаются экстренная информация краткого содержания, а также ответы на вопросы родителей или варианты ответов на вопросы детей, раскрывающие способы общения взрослых с детьми дошкольного возраста.

Совместная деятельность. Родители играют главную роль в воспитании своего ребенка, а педагоги создают условия и содействуют родителям и ребенку в амплификации его развития как неповторимой индивидуальности.

Занятия с участием родителей. Подготовка и организация выставок совместных работ детей и родителей. В младших группах проводятся мастер-классы по изготовлению совместных рисунков, поделок, подарков. В старших группах проводятся домашние праздники с приглашением друзей и воспитателей, а на основе консультаций педагогов — тематические вечера.

 

Функции совместной партнерской деятельности

Формы работы (взаимодействия) с родителями

Нормативно-правовая деятельность

знакомство родителей с локальной нормативной базой МДОУ:

  • Устав МДОУ
  • Положение о совете родителей
  • Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования
  • Положение о порядке оформления, возникновения, приостановления и прекращения отношений между учреждением и родителями воспитанников
  •  Положение о взаимодействии с родителями
  • Положение о психолого-педагогическом консилиуме
  • Правила приема, перевода и отчисления воспитанников в МДОУ №19 "Березка" ЯМР

 

вовлечение семьи в управление МДОУ: планирование (учет особых интересов семьи, опора на размышления родителей на процесс развития детей, о своей работе, педагогических знаниях и практическом и жизненном опыте; получение у родителей информации об их специальных знаниях и умениях и использование их в организации образовательной деятельности при ее планировании; получение у родителей информации об их ожиданиях в отношении их ребенка и использование этой информации для выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка, отражая ее в рабочих программах), организации образовательного процесса

Информационно-консультативная деятельность

Просветительская деятельность

  • педагогическая гостиная;
  • круглые столы с участием родителей, представителей общественных, научных организаций;
  • информационные буклеты по заявленным родителями проблемам;
  • единый и групповой стенды;
  • плакаты различной тематики (противопожарная, санитарная, гигиеническая, психолого-педагогическая и др.);
  • папки, листовки, памятки, буклеты, бюллетени;
  • стеллажи для демонстрации детских работ по лепке и небольших конструкций;

Практико-ориентированная методическая деятельность

  • дни открытых дверей;
  • семинары;
  • мастер-классы;
  • открытые занятия;
  • детско-родительские проекты;
  • выставки;
  • смотры-конкурсы;

Культурно-досуговая деятельность

  • физкультурно-спортивные мероприятия;
  • акции;
  • музыкальные праздники;
  • день ребенка, семьи, детского сада, группы и т.д.;
  • экскурсии, игровые, семейные конкурсы, викторины

Индивидуально-ориентированная деятельность

  • проведение собеседований один на один с родителями ребенка для обсуждения достижений и трудностей в развитии ребенка, а также для получения информации об ожиданиях, целях, опасениях и потребностях родителей;
  • конкурсы семейных рисунков;
  • выставки семейных достижений;
  • коллективные творческие дела;
  • работа с картой индивидуального маршрута ребенка;
  • организация вернисажей, выставок детских работ

  

Положение о взаимодействии с семьей

Положение о комиссии по урегулированию споров

Положение о совете родителей

Взаимодействие с родителями осуществляется посредством программы Мапа.ру, через группу ВК, беседы в Вайбер.

Информирование родителей (законных представителей) об индивидуальной траектории развития ребёнка и вовлечение их в образовательный процесс в группе