Страница обновлена 14.01.2024

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 19 "Берёзка" Ярославского муниципального района

Страница обновлена 14.01.2024
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 19 "Берёзка" Ярославского муниципального района

Система работы МДОУ №19 «Березка» ЯМР

по обучению дошкольников

Правилам дорожного движения и

предупреждению дорожно — транспортных происшествий.

Ежегодно на дорогах городов, поселков, деревень нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них, а с каждым годом интенсивность движения транспорта увеличивается, растет автопарк. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада. В связи с этим большое значение приобретает обучение воспитателей правилам дорожного движения и методике проведения образовательной деятельности по привитию ребенку приемов его безопасного поведения на дороге.

Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Поэтому возникает необходимость создания определенной системы по ознакомлению детей с ПДД и привитию им навыков безопасного поведения на дорогах и улицах различных населенных пунктов.

Наш детский сад расположен в живописном поселке Козьмодемьянск, и, кроме общественного транспорта (маршрутное такси) и достаточно большого количества других видов транспорта, по территории поселка проходит железная дорога. Поэтому в саду создана система работы по обучению дошкольников Правилам дорожного движения и предупреждению детского травматизма, где конечно же уделяется внимание и обучению детей правилам поведения вблизи железнодорожного полотна.

Можно с уверенностью сказать, что работа по данному направлению ведется достаточно эффективно, так как на протяжении уже нескольких лет не зафиксированы какие — либо нарушения и несчастные случаи с участием воспитанников нашего детского сада.

 

Цель системы: создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах и дорогах

 

Задачи:

 

l. Создать в педагогическом коллективе атмосферу значимости по проблеме «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма».

2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

3. Формировать у детей практические навыки поведения в различных ситуациях дорожного и железнодорожного движения и соответствующую модель поведения.

4. Активизировать внимание родительской общественности к решению задач по обучению детей дорожной азбуке.

5. Организовать и периодически обновлять предметно – развивающую среду в ДОУ по проблеме.

6. Привлечь к взаимодействию органы образования, здравоохранения, ГИБДД.

 

Принципы организации образовательного процесса:

 

  • Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
  • Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
  • Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
  • Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
  • Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
  • Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Методы и технологии, применяемые с детьми:

 

  • Интерактивный метод обучения.
  • Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
  • Личностно-ориентированная технология.
  • Технология игрового обучения.
  • Метод наблюдения и беседы.

 

Методы активизации родителей и педагогов:

 

  1. Обсуждение разных точек зрения.
  2. Решение проблемных задач семейного воспитания.
  3. Ролевое проигрывание ситуаций.
  4. Тренинговые игровые упражнения и задания.
  5. Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.
  6. Обращение к опыту родителей

 

Задачи по обучению дошкольников Правилам дорожного движения:

 

Группа раннего дошкольного возраста ·

  • Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге.
  • Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.

 

Группа младшего дошкольного возраста ·

  • Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения.
  • Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
  • Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).
  • Знакомить с работой водителя.

 

Средняя группа ·

  • Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.
  • Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
  • Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского.
  • Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).
  • Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».
  • Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

 

Группа старшего дошкольного возраста ·

  • Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.
  • Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
  • Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
  • Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

 

Подготовительная к школе группа ·

  • Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
  • Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
  • Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
  • Расширять представления детей о работе ГИБДД.
  • Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
  • Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

 

Направления работы сотрудников ДОУ:

 

1. Руководитель. ·Распределение функциональных обязанностей между членами коллектива; ·Проведение инструктажей; ·Решение финансовых вопросов (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек и т.п.).

 

2. Старший воспитатель. ·Определение места системы обучения дошкольников правилам дорожного движения в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями. ·Участие в разработке проектов и перспективных планов по обучению детей ПДД и организации предметно-развивающей среды: – уголки безопасности в группах; – информационные стенды для родителей; – площадка для практических занятий с детьми (на территории детского сада).

 

3. Воспитатель: ·Создание условий для обучения детей ПДД в группах: – оформление уголков безопасности; – подбор литературы, фотографий по ПДД; – изготовление атрибутов к играм. ·Взаимодействие с родителями.

 

4.Музыкальный руководитель. ·Разработка сценариев праздников и развлечений по ПДД. ·Подбор музыкальных произведений.

 

5. Инструктор по физической культуре: Помощь в организации предметно-развивающей среды. Участие в праздниках, развлечениях по ПДД. Проведение подвижных игр с детьми по ПДД.

 

6. Младшие воспитатели: Помощь в организации предметно-развивающей среды. Участие в праздниках, развлечениях по ПДД.

 

Формы организации образовательного процесса по ПДД:

 

Работа с педагогами: анкетирование, консультации, педагогические советы, семинары-практикумы, открытые просмотры занятий, контроль. ·

Работа с детьми: занятия, праздники и развлечения, целевые прогулки и экскурсии, игры, проведение тематических недель, диагностика. ·

Работа с родителями: анкетирование; совместные выставки с детьми рисунков, поделок; родительские собрания; дни открытых дверей; совместные праздники, экскурсии с детьми и педагогами; помощь родителей в организации развивающей среды; просветительская деятельность (выпуск брошюр, папки-передвижки, плакаты).

Взаимодействие с организациями: Управление ГИБДД УВД по ЯО, Козьмодемьянская основная школа ЯМР, Дом культуры и библиотека п. Козьмодемьянск.

 

Формы организации работы с родителями:

 

  • Родительские собрания в виде круглых столов, КВН, викторин, познавательно-игровых конкурсов.
  • Консультации, анкетирования, беседы, встречи с инспекторами ГИБДД.
  • Составление памяток и советов для родителей.
  • Разработка маршрутных листов « Дом – детский сад».
  • Наглядно-стендовая информация: листовки, фотовыставки, буклеты, газеты, папки — передвижки.
  • Организация выставок совместного творчества родителей с детьми.
  • Участие родителей в эстафетах, досугах, развлечениях и праздниках.