Страничка Уполномоченного по правам участников образовательного процесса
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
В учреждениях образования введена должность Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса на общественных началах. Основными целями и задачами Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса ДОУ являются:
-защита прав и законных интересов ребенка в учреждении;
-всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса;
-профилактика нарушений прав ребенка;
-оказание помощи родителям (законным представителям несовершеннолетних) в трудной жизненной ситуации их детей, регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;
-обеспечение взаимодействия воспитанников, их родителей (законных представителей), семей, педагогических работников, иных участников образовательного процесса по вопросам защиты и восстановлению нарушенных прав и интересов несовершеннолетних;
-содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.
Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса ДОУ не принимаются к рассмотрению жалобы:
-по вопросам связанным с оплатой труда и поощрения членов трудового коллектива;
-на дисциплинарные взыскания;
-на организацию образовательного процесса.
В своей деятельности Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса ДОУ руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права. Конвенцией ООН о правах ребенка. Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством, направленным на защиту прав и интересов ребенка, Уставом ДОУ и Положением ДОУ об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса на общественных началах.
Уполномоченный при Президенте РФ по Правам Ребенка
Кузнецова Анна Юрьевна
Контакты
Приемная Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка:
125993, г. Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7 стр. 1
Контактный телефон: +7 (499) 221-70-65
Факс: +7 (495) 221-70-66
Электронная почта: obr@deti.gov.ru
Пресс-служба Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
125993, г. Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7 стр. 1
Контактный телефон: +7(495)221-83-64 (доб. 8132 или 8054
Запросы на интервью и комментарии: press@deti.gov.ru
Уполномоченный по правам ребенка я Ярославской области
Крупин Михаил Львович
Адрес: 150000, г. Ярославль, пл. Советская, д. 1/19 (вход со стороны площади Челюскинцев)
Телефон: 8(4852) 40-09-62
Запись на личный прием по телефону: (4852) 40-07-90. Прием ведется по адресу: пл. Советская, д.3, каб. 135а
Факс: (4852) 72-62-98
Email: mihail.krupin@yarregion.ru
Страница на официальном портале "Ярославская область"
Общественный помощник уполномоченного по правам ребенка в ЯО по Ярославскому району
Ларионова Евгения Сергеевна, заместитель директора "Физкультурно-спортивного центра" ЯМР
Телефон: 8903-822-42-98
e-mail: evgrafka@mail.ru
Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса
МДОУ № 19 «Березка» ЯМР
Махова Любовь Леонидовна – учитель-дефектолог
Адрес: 150521 Ярославская область, Ярославский район, поселок Козьмодемьянск, ул. Центральная, д.38
Телефон: (4852) 43-56-93
адрес электронной почты: dou19berezka.yamr@yarregion.ru
часы приема: среда с 14.00 до 16.00
Уважаемые родители!
Это важно и полезно для вас :
Официальный сайт СМИ Уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области "Вестник. Омбудсмен по правам ребенка в Ярославской области"
http://www.yarregion.ru/depts/uppr/Pages/polza.aspx
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон об основных гарантиях прав ребенка.
3. Права ребенка в стихах и картинках.
4. План работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса
5. ФЗ "Об основах профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних"
6. О гарантиях прав ребенка в Ярославской области
8. Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
9. Приказ о создании комиссии по урегулированию споров
10. План мероприятий по гармонизации межэтнических отношений и профилактике экстремистских проявлений
Консультация
«Безопасность ребёнка в детском саду и дома»
(По материалам О.Г. Лопатиной старшего научного сотрудника Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, Москва. №1 –2003г. «Управление ДОУ».)
К сожалению многие взрослые не знают о юридических правах ребёнка и не осознают меру своей ответственности за их обеспечение, как перед ребенком так и перед законом. Речь идет о Конвенции ООН о правах ребенка, которая была ратифицирована СССР 13 июля 1990г. В этом документе признается право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, обеспечения здоровья, защиту от посягательств на его честь и репутацию, вмешательства в личную жизнь, защиту от сексуального и других форм жестокого обращения с детьми. Закон РФ « О защите прав детей гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое, психологическое насилие над ними запрещены». Закон РФ «Об образовании также утверждает право детей обучающихся в общеобразовательных учреждениях, «на уважение человеческого достоинства», предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника». Понятие «жестокое обращение с ребенком»меняется в зависимости от характера вреда, который наносится детям. Одним из признаков определения этого понятия является активность действий взрослых по отношению к ребенку. Если взрослый наносит физические травмы, оскорбляет, совращает – это активное причинение вреда ребенку. Если взрослый ничего не делает для обеспечения безопасности ребенка, то эти действия также наносят вред и определяются как бездействие, игнорирование потребностей ребенка.
Различают четыре вида жестокого обращения:
· Физическое;
· Сексуальное;
· Психологическое(эмоциональное);
· Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).
Каков возраст детей, которые могут подвергнуться подобной опасности? Как это ни ужасно – от 0 до совершеннолетия.
Как часто и где это может произойти с ребенком?
1. По месту. В кругу семьи – со стороны самых близких людей –матери, отца, старших членов семьи, братьев, сестер, знакомых семьи. Вне семьи – во дворе, на улице, в компаниях, в образовательных учреждениях, спортивных (от старшеклассников, взрослых, ровесников, незнакомых взрослых.
2. По времени: случайно, один раз, периодически, регулярно.
Работники дошкольных учреждений вполне реально могут столкнуться с последствиями всех форм физического и психологического насилия над ребенком. Многим педагогам известно интуитивное чувство, что с ребенком что-то не так, что его неблагополучное эмоциональное состояние и поведение имеют под собой причины, находящиеся как правило в семье. Иногда это сделать непросто. Чаще всего такие дети ни с кем не делятся своими переживаниями, испытывают страх, боятся раздеваться, скрывают свои синяки, замыкаются в себе – реже бывают агрессивны по отношению к сверстникам Важен ни один признак, а их сочетание.
Эмоции – низкая самооценка, страхи (боязнь темноты, энурез), подавленное состояние или беспокойство, тревожность, агрессивность, настороженность, эмоциональная незрелость, изменчивое настроение.
Поведение – гиперактивность, жестокость по отношению к сверстникам, животным, чрезмерная пассивность, уступчивость, чрезмерное стремление к одобрению, лживость, импульсивность, сексуализированное поведение(чрезмерное кокетство…)
Интеллект – задержка развития речи, памяти, трудности при концентрации внимания, нестабильная успеваемость, в особо тяжелых случаях задержка психического развития.
Отношения со сверстниками – замкнутость, агрессивность, или роль «козла отпущения», неумение строить игру с другими детьми.
Физическое состояние – при интенсивных физических наказаниях и пренебрежениях ребенком, нередко наблюдается снижение веса, роста, неопрятный вид. Кроме того, могут добавиться проблемы со сном, отрицательное отношение к своему телу, вплоть до причинения себе увечий, жалобы на боли в животе, головные боли, воспаление мочеполовых органов. Ребенок может судорожно реагировать на поднятую руку, может испытывать страх перед возможным порицанием. «А вы не будете меня ругать?».Когда такой ребенок приходит в группу, то опытный воспитатель сразу разделяет детей на слишком тихих, замкнутых и слишком шумных, даже агрессивных.»Тихони» чаще остаются в тени внимания воспитателя, хотя и имеют свои эмоциональные проблемы. Непослушные, шумные дети приковывают к себе большую долю внимания педагога. Это дети импульсивные, непоседливые, агрессивные, которые чаще получают замечания от воспитателя, являются «неудобными».Кроме того, такие дети из-за не сформированности игровых и коммуникативных навыков не могут найти взаимопонимания и со сверстниками. Если не принимать мер, подобное поведение ребенка почти наверняка сделает его изгоем в коллективе сверстников, что крайне нежелательно для развития эмоционально-личностной сферы.Педагог должен знать, что такой ребенок нуждается в ласке и внимании даже больше, чем более благополучные дети. Поэтому наказания таких детей ( тем более публичные перед всей группой), навешивание ярлыков (хулиган, драчун, чума)сделанное взрослым в сердцах необдуманное замечание еще больше отделяют их то детей и от педагога. Главное в этой ситуации- понять, что причины нежелательного поведения ребенка в группе детского сада также являются проблемой и для его семьи, и для самого ребенка. Просто такие детине умеют социально приемлимыми способами добиваться внимания и уважения со стороны взрослых и сверстников. Увы, такой опыт общения они приобрели в семье. Постарайтесь показать «трудному ребенку» примеры конструктивного общения и разрешения конфликтов, чем порицать и наказывать его.
Например, ребенок может переживать из-за того, что:
-воспитатель его часто наказывает, критикует за ошибки, поведение, особенно в присутствии других детей;
-воспитатель игнорирует, не замечает ребенка;
-дети не принимают его в игры, не хотят дружить;
-дети дразнят его, обзывают, подчеркивая его недостатки и физические изъяны.
Психологическое насилие также вредно для ребенка как и физическое. Специалисты выделяют пять видов психологического насилия:
1. Игнорирование – отказ ребенку в эмоциональной поддержке, любви, безопасности.
2. Отвержение – чрезмерные требования, постоянная критика, негативные сравнения, публичное унижение, подчеркивание недостатков.
3. Угрозы, запугивания.
4. Изолирование – установление ограничения контактов со значимыми для него людьми – бабушкой, отцом.
5. Развращение – поощрение саморазрушающегося поведения – употребление алкоголя, наркотиков, асоциального поведения.
Например, из консультативной практики известны случаи, когда мама или бабушка угрожали ребенку 3лет, запирали его в темной ванне, били по рукам, от чего ребенок был очень замкнут и боязлив. У не были развиты познавательные интересы, детское любопытство, любознательность. Другому мальчику мама запрещала заходить в комнату к свекрови, лишив его тем самым общения с бабушкой. Мальчик тяжело переживал семейный конфликт, тем более, что папа применял физические наказания. Рисунки семьи этого мальчика были выполнены черным цветом, воспитатели жаловались на его агрессию по отношению к сверстникам.
Применяя к ребенку наказания следует помнить о некоторых разумных правилах:
1. наказание не должно вредить здоровью, физическому и психическому;
2. никаких наказаний для профилактики, «впрок»;
3. наказание не должно проводиться за счёт любви, нельзя лишать ребенка награды и заслуженной похвалы;
4. лучше не наказывать, если наказание запоздало;
5. после наказания ребёнок должен быть прощен, и упоминать его прежние грехи некорректно. Предвзятость отношения к ребенку недопустима;
6. наказание не должно унижать человеческое достоинство ребёнка.
Нельзя наказывать из-за желания самоутверждения, превосходства над ребенком. Наказание должно быть понятным ребенку и приниматься им как справедливое, иначе результат будет обратным. Причины физического и психологического насилия над детьми имеют глубокие корни и требуют очень серьезной психотерапевтической работы со всей семьей ребенка, что входит в компетенцию психолога. Педагогам следует также учитывать, что родители обычно упорно отрицают факты насилия из-за нежелания осознавать происходящее в их семье., желания скрыть осуждаемые поступки. Беседа с родителями требует такта и осторожности, так как семья и так переживает стресс.
Что же должен предпринять педагог, чтобы насилие над ребенком было прекращено?
1. Посмотреть правде в глаза, завоевать доверие ребенка, внимательно его выслушивать, не упрекать его.
2. Поговорить с членом семьи, который жестоко обращается с ребенком, обсудить вместе с ним более педагогичные методы воспитания, попытаться разрешить конфликты в семье( посоветовать обратиться за помощью к семейному психотерапевту).
3. Если педагог испытывает затруднения, то лучше обратиться за консультацией к психологам из социальной службы.
4. В наиболее острых и тяжелых случаях принимать меры немедленно и не ждать, что ситуация разрешиться сама собой.