Страница обновлена 17.11.2022

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 19 "Берёзка" Ярославского муниципального района

Страница обновлена 17.11.2022
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 19 "Берёзка" Ярославского муниципального района

Работа с детьми инвалидами

К категории дети-инвалиды относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям-инвалидам понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.  Все большее распространение получает  инклюзивное воспитание детей инвалидов среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступает ребенок-инвалид, обследованием занимаются специалисты: педагог-психолог; учитель-логопед; учитель-дефектолог; инструктор по физической культуре; музыкальный руководитель; медицинский работник, а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

- беседа с родителями;

- изучение медицинской карты ребенка;

- изучение рекомендаций территориальной ПМПк;

- обследование физического развития;

- обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Задачи:

- выявить и классифицировать типичные трудности, возникающие у ребенка при освоении образовательной программы;

- определить причины трудностей, возникающих у ребенка при освоении образовательной программы.

Далее в дошкольном учреждении создаются адаптированные образовательные программы, для каждого ребенка-инвалида, разработанные в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком-инвалидом следующая:

Педагог-психолог:

- организует взаимодействие педагогов;

- разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;

- проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;

- организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;

- повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;

- проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

- диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

- составляет индивидуальные планы развития;

- провоит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);

- консультирует педагогических работников и родителей о - применении логопедических методов и технологи коррекционно-развивающей работы;

Учитель-дефектолог:

- проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению;

- проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.);

- развивает коммуникативные способности детей;

- консультирует родителей детей, которые находятся у него на реабилитации.

Воспитатель:

- проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

- воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

- организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога);

- применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

- консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Инструктор по физической культуре:

- осуществляет укрепление здоровья детей;

- совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей - инвалидов, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности.  В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива. Детям - инвалидам необходим адаптационный период. Адаптация—это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.

Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое.  Можно рассматривать следующие формы работы:

  • Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.
  • Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
  • Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
  • Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т. п.

Доступным для детей-инвалидов образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок  перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство.   Главное, чтобы у педагогов было  желание работать с детьми  с особыми вариантами развития,  помогать им занять достойное место в обществе и  наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

ПОЛИТИКА обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в МДОУ №19 "Березка" ЯМР

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры

Программа обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг работников МДОУ №19 "Березка" ЯМР

Должностная инструкция педагогического работника ДОУ по обеспечению доступности объекта и услуг инвалидам

Контингент воспитанников в 2022-2023 учебном году

Страница "Доступная среда" на официальном сайте МДОУ №19 "Березка" ЯМР