Страница обновлена 28.11.2022

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 19 "Берёзка" Ярославского муниципального района

Страница обновлена 28.11.2022
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 19 "Берёзка" Ярославского муниципального района

Развитие понимания речи и формирование предпосылок грамотности

Подготовка к обучению грамоте – первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению. Несомненно, что эти навыки нужны и помогут ребёнку в будущем стать хорошо образованным человеком, имеющим перспективы развития в быстро меняющемся современном мире.

Первый начальный этап – это развитие у детей навыков словотворчества. Это составление и рассказывание собственных произведений, например, рассказов (из личного опыта, из увиденного и услышанного в детском саду и дома), сказок собственного сочинения. Чтобы мотивировать данный процесс используем различные приёмы, например «кресло автора». Иногда это отличающийся от всех других детский стульчик ― специально оформленный, парадный. Иногда в этой роли выступает стул (кресло) воспитателя. Предназначается для исполнения детьми собственных произведений (рассказов, сказок).

Также мы побуждаем детей не только рассказывать собственные истории, но и фиксировать их. Придуманный ребёнком текст мы записываем под его непосредственную диктовку. Записанное сообщение можно сохранить и потом многократно возвращаться к нему, перечитывая в группе или дома.

Один из методов, оказавшихся весьма эффективным, имеет условное название «метод транзитного пассажира» (Л.В. Свирская). В его основе лежит вызывание и поддержка речевой активности детей.

Предлагаем ребенку поиграть в «разведчика» или в «журналиста» (это будет зависеть от возраста, сферы интересов ребенка).

Если ребенок согласен на игру с воспитателем, ему дается задание ходить по группе (или за пределы группы), смотреть, где и чем интересным занимаются дети и, постоянно возвращаясь к воспитателю - мастеру, рассказывать об увиденном.

 Эта работа требует не только согласия ребенка, но и культуры восприятия информации взрослыми. Цель не в том, чтобы подсмотреть что-либо недозволенное, а в том, чтобы увидеть интересное в играх и занятиях детей и побудить ребёнка рассказать об этом, подбирая точные слова и выражения.

Мы записываем все сообщения, называем их «новости» или «разведывательные данные» и т.п., и обязательно находим для них достойное применение: в «детском журнале».

Дети знакомятся с разными литературными произведениями, а также с рифмами и стихами.

Исследовательская деятельность также эффективно используется как средство приобщения детей к истокам грамотности. В данном случае познание букв проходит через сенсомоторную деятельность.

Например, можно исследовать буквы на вкус и цвет (выпекание и поедание печенья в виде букв). Действовать с буквами из разнообразных материалов ― пластмассы, губки, ткани, простой и наждачной бумаги; украшать свою букву (например, первую букву имени) или свое полное имя разными способами: штрихование, раскрашивание, лепка.

Мы знакомим детей с историей и культурой письма, показываем разнообразные материалы и средства для письма: восковые или глиняные таблички, ткань и кусочки коры, заостренные палочки, гусиные перья, кисточки, уголек. Мы не только рассказываем об этом, но и даём детям попробовать, мотивируя желание и интерес к письму.

Кроме того, в данной практике созданы условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, что усиливает развивающий потенциал взаимодействия детей и взрослых.

 Результаты, на которые направлена практика:

- у детей сформирована коммуникативная компетентность, дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, речь становится универсальным средством общения с окружающими людьми;

- у детей развита связная, грамматически правильная речь: ребенок достаточно хорошо владеет речью, выстраивает свои высказывания в ситуации общения, может легко выражать свои мысли и желания;

- дети знакомы с книжной культурой, историей и способами письменности, многообразием текстов, понимают тексты различных жанров;

- у детей сформирована звуковая аналитико-синтетическая способность, дети могут выделять звуки в словах, у них складываются предпосылки грамотности.

Большим подспорьем в работе с разновозрастной группой является работа в проектах. Комплексность содержания проектов дает возможность и младшим, и старшим детям найти то, что интересно для них, свое место в общем деле. Младшие дети получают многообразные стимулы для обучения и развития от старших детей, старшие дети, беря на себя руководящую роль, получают посылы к размышлениям и действиям от младших.

Обучение ребенка происходит не только и не столько на формальных занятиях, сколько в активной, выбранной им самим деятельности, особенно совместной со сверстниками и взрослыми.

Реализация дополнительной образовательной программы "Предшкольная пора"

Реализация проекта "Книжкины именины"

Реализация проекта "Книжкина неделя"

Праздник "Книжкина неделя"

Придумывание сказок ребятами:

"Как пингвиненок Пинни в Арктику за северным сиянием отправился"

"Как ежик спать ложился"

"Как избушка на курьих ножках стала доброй"

Образовательная деятельность по обучению грамоте:

     

Буквы в нашей жизни: