Страница обновлена 20.11.2022

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 19 "Берёзка" Ярославского муниципального района

Страница обновлена 20.11.2022
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 19 "Берёзка" Ярославского муниципального района

Усилия по сохранению и укреплению здоровья

В 2021-2022 учебном году в ДОУ действовал план работы, направленный на укрепление здоровья и снижение уровня заболеваемости. Для его реализации и более эффективного выполнения были организованы оздоровительные, профилактические и противоэпидемические мероприятия, включающие в себя следующую работу по здоровьесбережению:

- организация питания детей в соответствии с физиологическими потребностями детей дошкольного возраста и отвечающее нормам СанПиН;

- мероприятия по укреплению иммунитета в период обострения гриппа:

а) витаминизация блюд,

б) фитотерапия,

в) кварцевание помещений

- система эффективных закаливающих процедур, разработанных для каждого возраста, с учетом группы здоровья ребенка;

- максимальное пребывание детей на свежем воздухе;

- усиление контроля за санитарным состоянием в ДОУ.

Проводилась оценка физического развития детей. На основе антропометрических данных было сделано заключение о состоянии физического развития. В среднем за учебный год дети выросли на 2-3 см и прибавили в весе на 2,00-2,500 кг.

Регулярно  3-е физкультурное занятие проводилось на свежем воздухе.

Дети с аллергопатологией находятся под постоянным наблюдением и на особом питании.

Учебная нагрузка днем дозируется с учетом состояния здоровья ребенка, в занятия включаются физкультминутки, элементы релаксации, дыхательные упражнения. Образовательная деятельность проводится в игровой и нетрадиционной форме. Особое внимание во всех группах дошкольного возраста уделялось вопросам безопасности.

Общий показатель физического развития по ДОУ

2021-2022 уч.год

2020-2021 уч.год

2019-2020 уч.год

Высокий уровень-30%

Средний уровень-68 %

Низкий уровень-2% 

Высокий уровень-24_%

Средний уровень- 64%

Низкий уровень-14% 

Высокий уровень-28%

Средний уровень- 67%

Низкий уровень-5% 

Вывод: Высокий уровень увеличился на 6 %.

На высокий уровень поднята работа по приобщению и  обучению детей  зимними видами спорта. На протяжении всей зимы дети катались по территории детского сада на лыжах и санках.

В детском саду реализуется программа «Здоровье», физкультурные уголки в группах постоянно пополняются новым спортивным оборудованием, как приобретённым на средства родителей, так и сделанным руками воспитателей.  Следует отметить, что во всех группах созданы условия для физического развития детей и на прогулочных участках, где изготовлены постройки для повышения двигательной активности детей. Педагоги продолжают  проводить эколого-оздоровительные прогулки, во время которых дети учатся жить в гармонии с природой.

Организация медицинского обслуживания

Медицинское обслуживание детского сада осуществляется старшей медицинской сестрой. Здание оборудовано медицинским блоком, который состоит из медицинского,  процедурного кабинета и изолятора. Созданы условия для оздоровительной работы. Кабинеты соответствуют санитарным правилам.

Вакцинирование, медицинский осмотры и лабораторные исследования сотрудников ДОУ осуществляются по графику ежегодно.

Динамика наблюдения за здоровьем детей проводится в определённое время путём педиатрических осмотров:

1. исследование всех критериев, обуславливающих и характеризующих здоровье ребёнка;

2. комплексная оценка состояния здоровья ребёнка и определение группы здоровья;

3. назначение профилактических, воспитательных, оздоровительных и лечебных мероприятий в зависимости от установленного уровня здоровья.

Ежегодно проводится диспансеризация детей детского сада. Каждой возрастной категории соответствует определённый перечень исследований (лабораторных, функциональных) и свой перечень специалистов.

Одним из немаловажных показателей в течение нескольких лет является отсутствие случаев травматизма среди воспитанников и сотрудников.

Образовательная деятельность строится в соответствии с санитарными нормами и правилами, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. В.А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

  физкультурные занятия

  самостоятельная деятельность детей

  подвижные игры

  утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, артикуляционная)

  двигательно-оздоровительные физкультминутки

  физические упражнения после дневного сна

  физкультурные прогулки (опушка леса, в парк)

  физкультурные досуги

  спортивные праздники

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают как рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры);

Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;

Приобщение родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);

Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Современные здоровьесберегающие педагогические технологии

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

 

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

 

Динамические паузы

(физкультминутки)

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

педагоги ДОУ

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой и со средней степенью подвижности.

Ежедневно для всех возрастных групп.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. 

Для всех возрастных групп.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ, психолог

Гимнастика пальчиковая

Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Все педагоги ДОУ, логопед

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги ДОУ

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги ДОУ

Гимнастика пробуждения

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.

Педагоги ДОУ

Оздоровительный бег

Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке

Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст – в групповой комнате или физ.зале – 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Психолог, педагоги ДОУ

Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Педагоги ДОУ

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

Десять золотых правил здоровьесбережения:

  • Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте больше внимания на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  • Желайте себе и окружающим только добра!

 

Санитарно-эпидемиологическое заключение на осуществление медицинской деятельности (медицинский кабинет МДОУ №19 "Березка" ЯМР)

Организация работы по сохранению и укреплению здоровья: Страница инструктора по физической культуре на сайте ДОУ 

Ссылка на группу ВК 

Договор о совместной деятельности по медицинскому обслуживанию воспитанников 

Положение о порядке пользования воспитанниками лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта

Программа профилактики травматизма в МДОУ №19 "Березка" ЯМР

Гигиенические условия по устройству, содержанию и режиму работы МДОУ № 19 «Березка» ЯМР

Частушки про здоровый образ жизни