Страница обновлена 12.11.2022

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 19 "Берёзка" Ярославского муниципального района

Страница обновлена 12.11.2022
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 19 "Берёзка" Ярославского муниципального района

Использование информационных технологий

Информационно-коммуникационная технология является самым современным инструментом для сбора и обработки информации, ИКТ дают возможность повысить качество обучения и сформировать информационную компетентность детей, помогают ориентироваться в источниках информации и делать выводы, задавать вопросы на интересующую тему, проявлять творчество.

Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда.

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечиваеть комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

Актуальность применения ИКТ в дошкольном образовании

В данный период жизни, в условиях ФГОС ДО, предлагающего нам модернизировать и оптимизировать процесс обучения воспитанников, использование ИКТ стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. Подрастающее поколение живет в мире электронной культуры. Для сегодняшних детей мир игры – это компьютерные игры, электронные игрушки, игровые приставки, планшеты. Дети воспринимают информацию посредством телевидения, персонального компьютера, которые не всегда несут полезную информацию. Поэтому одним из средств, обладающих уникальной возможностью повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является работа по созданию понятных и близких, на данном этапе развития общества, электронных дидактических и познавательных пособий. Это и упомянутые выше электронные дидактические игры и интерактивные плакаты, благодаря которым ребенок становится не просто наблюдателем, но и активным участником процесса познания.

Так как дети большую часть времени проводят в дошкольных заведениях, то на воспитателя возлагается ответственность донести и привлечь внимание детей к образовательной деятельности с применением ИКТ технологий для достижения более успешных результатов в воспитательно-образовательном процессе.

Классификация ИКТ - средств по областям методического назначения:

1. Обучающие. Они сообщают знания, формируют навыки практической или учебной деятельности, обеспечивая требуемый уровень усвоения материала.

2. Тренажеры. Предназначены для отработки различных умений, закрепления или повторения пройденного урока.

3. Справочные и информационно-поисковые. Сообщают сведения по систематизации информации.

4. Демонстрационные. Визуализируют изучаемые явления, процессы, объекты с целью их изучения и исследования.

Использование компьютерных технологий помогает :

• делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

• формировать информационную культуру у детей;

• активизировать познавательный интерес;

• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

• дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

• активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);

• воспитателю напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы;

• более широко общаться на разных методических мероприятиях, например : видео - мастер - классах, вебинарах, конференциях;

• значительно сокращается работа с бумажными носителями;

• создавать условия для профессионального саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты;

• общаться с родителями воспитанников, вовлекать в совместную деятельность с применением ИКТ.

Говоря об использовании компьютерных технологий детьми, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий по времени, но непроизвольное внимание у детей младшего возраста очень мало (10-15 минут, поэтому, как правило, дети не могут долго усидеть перед компьютером). Для детей 5-6 лет норма не должна превышать 10 минут. Периодичность занятий с использованием ИКТ - не чаще 2 раза в неделю. В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся.

Применение воспитателем ИКТ :

1. Подбор иллюстративного материала для оформления информационных стендов, группы.

2. Подбор дополнительного познавательного и дидактического материала.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других воспитателей.

4. Оформление групповой документации, отчётов.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для лучшего и эффективного достижения поставленных целей при планировании образовательной деятельности, развлечений, праздников, досугов в детском саду.

6. Использование ИКТ при работе с родителями в процессе проведения родительских собраний, круглых столов, консультаций.

7. Создании единой и компактной базы методических и демонстрационных материалов у воспитателя появляется больше свободного времени.

8. Систематическое ведение сайта для повышения компетентности и саморазвития, участие в интернет-викторинах, творческих конкурсах в интернете.

Средства ИКТ, применяемые в ДОУ :

компьютер, мультимедийный проектор, принтер, телевизор, фотоаппарат, магнитофон, видеокамера, электронные доски, сенсорные панели, сенсорный стол

Эффективность использования ИКТ в дошкольном образовании :

- преобразование предметно-пространственной среды,

- создание новых средств для всестороннего развития детей,

- использование новой наглядности,

- дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании,

- разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы),

- в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода,

- поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации.

ИКТ – технологии облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т. к. сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка, что немаловажно в образовательной и воспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта в работе.

Одной из наиболее эффективных форм предоставления информации, которая привлечет внимание детей, является презентация.

Существует правило создания презентации для детей: 10-20-30, параметры, подходящие для просмотра детьми: 10 слайдов за 20 минут с размером шрифта не менее 30. Применимы и другие правила для проведения фронтальных мероприятий с использованием мультимедийного проектора, например, расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети, должно быть 2-2,5 метра.

Во время презентации подачу материала лучше чередовать с практическими заданиями, играми.

Мероприятия в детском саду, проводимые с использованием информационных технологий:

Образовательная, досуговая деятельность в группах:

Средняя группа "Колокольчик"

Старшая группа "Незабудка"

Подготовительная группа "Ромашка"

Ссылки на страницу "Презентации" педагогов:

Ссылка на страницу педагога (Якунина О.В.)

Ссылка на страницу педагога (Бобылева Т.В.)

Ссылка на страницу педагога (Травникова Е.В.)

Ссылка на страницу педагога (Шошина Н.А.)

 

Персональный сайт в Социальной сети работников образования (Бобылева Т.В.) https://nsportal.ru/tatyana-viktorovna-bobylyova

Ведение официального сайта учреждения: https://ds19yar.edu.yar.ru/index.html

Ведение группы детского сада в сети ВК: https://vk.com/public186393159