Понимание ребенка. Наблюдение и документирование процессов развития
Понимание детского развития
Программа ДОУ интегрирует данные исследований в области психологии, психофизиологии, нейрофизиологии детского развития и в других научных областях, подтвержденные и признанные на современном этапе в научном мире.
Наблюдения и документация процессов развития
Наблюдение и документирование - это сложный педагогический процесс, требующий профессионализма, и ему необходимо учиться. Применение различных методов наблюдения, перечисленных выше, невозможно без их понимания и освоения в длительной практике. Поэтому некорректно требовать от педагогов, не использовавших ранее в своей работе данных методов, быстрого перехода к реализации полного комплекта целостного процесса наблюдения. Целесообразно пошаговое (поэтапное) освоение наблюдения и документации на основе индивидуальных карт развития, с постепенным освоением более сложных форм в зависимости от конкретных условий ДОУ.
При документировании процесса учения и развития собираются, хранятся и используются различные персональные данные. При обращении с этими данными важно знать и соблюдать существующие законодательные акты по защите персональных данных.
Предусмотренная Программами система мониторинга и документации динамики развития детей основана на методе наблюдения и служит следующим целям:
- способствует углубленному и внимательному изучению и пониманию специфики индивидуального развития детей;
-дает реальную картину развития и особенностей умения каждого ребенка, его способностей, склонностей и интересов;
- создает основу для анализа и индивидуализации образовательного процесса;
-помогает проводить регулярные беседы с родителями;
-помогает наладить сетевое взаимодействие с различными партнерами, в частности с семьей, со специальными службами, школой, организацией дополнительного образования и т.п.
Метод ведения наблюдения, предлагаемый Программой включает в себя:
- систематическое ведение наблюдения, фиксацию наблюдений в письменной форме и обсуждение (анализ) результатов наблюдений;
-обсуждение возможных педагогических мероприятий (например проектов/бесед с родителями) или действий (например, обогащения среды каким-либо материалом);
- реализацию этих мероприятий;
- оценивание результатов педагогических мероприятий (действий).
При документировании детского развития следует соблюдать следующие принципы:
- на каждого ребенка ведется своя документация;
-наблюдение и документирование производятся регулярно и целенаправленно (не только по каким-либо специальным поводам, например, перед поступлением в школу или при возникновении каких-то проблем);
-документация достаточно содержательная и дает представление о центральных составляющих процессов развития и учения, описанных в целевых ориентирах Программы;
- внутри ДОУ имеется единая схема ведения документации;
Документация отражает видение как персонала ДОУ, так и детей и родителей.
Чтобы учесть как сложность процессов детского развития и учения, так и различные возможности использования документации, касающейся детей, важно применять при документировании развличные методы. Документация должна предоставлять полную и надежную картину развития и учения ребенка. Выбор методов наблюдения и оценка хода развития, предлагаемые Программой, основаны на современных научных данных и отражают образцы лучшей практики, существующие на настоящий момент. В частности, в документации на каждого ребенка рекомендуется учитывать результаты детских занятий (например, рисунки, поделки, фотографии и другие «следы» детского творчества); мысли, высказывания детей, записи разговора с детьми и/или их рассказы; свободные (открытые, неструктурированные) наблюдения; структурированные формы наблюдения или оценивания, т.е. анкеты со стандартизированными вариантами вопросов и ответов; индивидуальные карты развития; описание достигнутых компетентностей; портфолио.
Понимание ребенка. Наблюдение и документирование процессов развития.
Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности
Положение о педагогической диагностике (мониторинге) индивидуального развития воспитанников
Унифицированная карта развития детей
Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО (презентация)
Педагогическое наблюдение как форма мониторинга по ФГОС ДО (подписи к слайдам)
Диагностика педагогического процесса посредством системы Мапа.ру
Работа с родителями по обсуждению результатов педагогической диагностики: