Страница обновлена 28.11.2022

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 19 "Берёзка" Ярославского муниципального района

Страница обновлена 28.11.2022
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 19 "Берёзка" Ярославского муниципального района

Игра

Игра - один из ведущих видов деятельности в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО),  посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.

В п. 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка:

- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (п. 4.6 ФГОС ДО):

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных  играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать  неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе  чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах  деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры,  различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и  социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и  желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,  построения речевого высказывания в ситуации общения.

Существует несколько классификаций игр

Классификация игр детей дошкольного возраста (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой).

1. Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей):

Самостоятельные игры:

Игра – экспериментирование

Самостоятельные сюжетные игры:

Сюжетно – отобразительные. Все что дети, делают, в повседневной жизни они отображают и в своих пусть еще очень простых играх. Содержанием игры обычно становятся ежедневно повторяемые режимные моменты, такие как кормление кукол или игрушечных животных, прогулки с ними и т.д, в ней дети закрепляют знания о назначении и свойствах предметов, но представленных не реальными вещами, а в виде игрушек.

Сюжетно – ролевые. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит явно выраженный самодеятельный и творческий характер.

Режиссёрские. Одним из видов сюжетно-ролевых игр является режиссерская игра. Исследователи режиссерской игры – Е.М. Гаспарова, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, О.В. Солнцева и др.

Театрализованные. Театрализованная игра — это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Причем роль требует большего, чем в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчества (И.Г.Вечканова). В театрализованной игре нет отношений состязания (если они не заложены в сценарии) в отличие от игры с правилами. Вместе с тем театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль (определяющий компонент), игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения. 

2.  Игры, возникающие по инициативе взрослого:

Игры обучающие:

Сюжетно-дидактические

Подвижные

Музыкально-дидактические

Досуговые игры

Игры – развлечения

Интеллектуальные

Празднично – карнавальные

Театрально – постановочные

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций:

Традиционные или народные

 

Сюжетно-ролевая игра

Д.Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители. Осваивая сначала действия с предметами, затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане.

Сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

• Игры на бытовые сюжеты: Дом, Семья, праздник, День рождения (большое место уделяется кукле);

• Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль);

• Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.);

• Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

Прежде чем начать играть, дети придумывают замысел. Итак, усложнение в развитии игрового умения выражается в следующем: сначала замысел игры появляется по инициативе взрослого, потом - с помощью взрослого, в дальнейшем ребенок определяет замысел игры по собственной инициативе.

Содержание работы организуется в соответствии с возрастом воспитанников:

Группа раннего возраста - приобщение детей к разным играм: предметным (в том числе с составными и динамическими игрушками), простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.

Младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.

Средняя группа - освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, (подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм).

Старшая группа - обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.)

Подготовительная группа - формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм - фантазированиям, играм в самодельной предметной среде.

Требования к проведению игры:

В игре с детьми у взрослого может быть две основные стратегии. Взрослый может сам организовать игру на основании заранее продуманного общего направления сюжета и подготовленных предметно - игровых материалов, или он может присоединиться к уже играющим детям. Он участвует с детьми в игре на равных и может влиять на содержание и общий ход игры теми же способами, что используют другие играющие. В сюжетной игре он может придумать сюжет игры, выступить с интересным предложением о её сюжетном продолжении, ввести в игру новый персонаж, создать проблемную ситуацию и т.д.

Направления руководства игрой

Задачи руководства игрой

Обогащение содержания игры

1.Побуждать переносить в игру события из повседневной жизни и тем самым осваивать назначение и свойства предметов.

2.Способствовать умению ставить разнообразные игровые задачи.

Формирование предметных способов решения игровых задач

3.Обогащать развёрнутые игровые действия с игрушками разнообразным содержанием.

4.Своевременно формировать игровые действия с предметами - заместителями.

5.Побуждать использовать игровые действия с воображаемыми предметами.

6.Подводить к пониманию замены отдельных игровых действий словом.

7.Способствовать тому, чтобы для решения поставленных игровых задач дети использовали  разнообразные предметные способы.

Развитие самостоятельности

8.Развивать у каждого ребёнка самостоятельность в постановке разнообразных игровых задач.

9.Побуждать детей самостоятельно выбирать различные предметные способы для решения поставленных игровых задач.

Побуждение к взаимодействию в игре

10.Поощрять интерес к играм сверстников.

11.Приучать играть, не мешая друг другу.

 

Специально обучать детей определённым игровым действиям не рекомендуется. Важно, чтобы дети сами придумывали, какие ролевые действия включать в игру, только в таком случае игра будет носить подлинно творческий характер.

Ролевые действия в игре сопровождаются ролевой речью, на начальном этапе сюжетно-ролевой игры - ролевыми высказываниями (область «Речевое развитие», Социально-коммуникативное развитие», п. 2.6. ФГОС ДО).

Ролевые действия должны быть выразительны, что обеспечивается выполнением характерных движений, жестов, мимики. Например, в роли мамы одна девочка демонстрирует, что мама ласковая, весёлая, а другая девочка в этой же роли - хмурая, строгая. При этом обе выразительно исполняют принятую роль, но средства выразительности у них разные.

Таким образом, в период формирования ролевых действий обращается внимание как на разнообразие, так и на эмоциональную выразительность движений, жестов, мимики.

Организация предметно пространственной развивающей среды для организации игровой деятельности.  Одним из основных принципов дошкольного образования (пункт 1.4 ФГОС ДО), является амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому в третьем разделе Стандарта - «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5), подчеркивается:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Предметно-пространственная развивающая среда должна быть отвечать требованиям Стандарта ДО (пункт 3.3.3). Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Игра в педагогическом процессе детского сада в условиях ФГОС ДО

Сюжетно-ролевые игры 21 века для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5-7 лет

Технологические карты сюжетно-ролевых игр социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5-7 лет

Технологические карты развития сюжетно-ролевой игры в младшей группе

Технологические карты развития сюжетно-ролевой игры в средней группе

Технологические карты развития сюжетно-ролевой игры в старшей группе

Технологические карты развития сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе

Наша маленькая жизнь в детском саду: группа МДОУ №19 "Березка" ЯМР в сети ВК и страница "Березкины новости" на официальном сайте ДОУ

Разнообразие форм игровой деятельности: Рабочая программа воспитания и ООП ДО

Сюжетно-ролевые игры:

   

Подвижные игры:

 

Настольно-дидактические игры:

 

Театрализованные:

 

Народные:

 

Музыкально-дидактические: